Маржинальный анализ. Точка безубыточности  

ОФИСНЫЙ

     Бывают домовые, а я - ОФИСНЫЙ!

     Облегчаю трудовые будни!

  Главная | Карьера | Трудовое законодательство
В помощь коммерсанту | Уроки по Excel
Путешествия | Личные финансы | Непознанное | Загадки,ребусы,анекдоты
Красота и здоровье | Oriflame | Притчи,легенды | Мир женщины  





Как стать хорошим руководителем

Вы являетесь руководителем коллектива? А может быть собираетесь им стать? Девять золотых правил помогут Вам заслужить уважение и завоевать авторитет в любом коллективе читать


Как провести презентацию и заслужить доверие аудитории

Важной частью презентации были и остаются ответы на вопросы участников. Эта часть может уничтожить все труды презентатора, а может спасти не слишком удачную презентацию. читать



Испытательный срок - испытание не только для работника

Итак, вам предложили работу. Ту, что вы очень хотели получить. Cегодня - ваш первый рабочий день. Вы немного волнуетесь. Как все пройдет? Как встретит коллектив? Cправитесь ли? Оценит ли начальство вашу работу по достоинству? Как вести себя, чтобы пройти испытательный срок? читать






Loading...


В ПОМОЩЬ КОММЕРСАНТУ. ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ. ФОРМУЛА


Поиск по сайту:
Пользовательский поиск

Назад


ОБНОВЛЯЕМЫЙ ГРАФИК ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ В EXCEL
скачать

Маржинальный анализ. Точка безубыточности. Понятие. Формула

Итак, нам нужно найти точку безубыточности. Мы ведь не хотим торговать себе в убыток! В идеале хорошо бы и прибыль получать, но для начала нужно найти тот баланс доходов и расходов, при котором мы выйдем в "ноль".

Сразу оговоримся, что все расчеты мы будем производить БЕЗ УЧЕТА НДС и прочих налогов с выручки. Налоги - это не "наши" деньги, поэтому и учитывать их в управленческом учете нет смысла. К тому же часто бывает, что часть расходов облагается НДС, а другая - нет. Чтобы не допустить путаницы, лучше использовать очищенные от налогов данные.



В поиске точки безубыточности нам поможет маржинальный анализ, который построен на разделении затрат на постоянные и переменные. В чем же их различие?

Постоянные затраты - это расходы, величина которых не зависит от количества проданного товара (например, оклад директора).

Следует отметить, что на практике любые затраты можно назвать постоянными лишь условно (аренда офиса и склада, оклады сотрудников и все прочие затраты растут из года в год). Поэтому в учете принято название "условно-постоянные затраты".

Переменные затраты - это расходы, величина которых напрямую зависит от количества проданного товара (например, себестоимость товара).

При сложении постоянных и переменных затраты мы получим общие затраты.

Идем дальше. Всем известно, что:

Выручка - Затраты = Прибыль (1)

Преобразуем данную формулу с учетом деления затрат на постоянные и переменные:

Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Прибыль (2)

Основой маржинального анализа является понятие МАРЖИНАЛЬНОГО ДОХОДА, который считается по формуле:

Выручка - Переменные затраты = Маржинальный доход (3)

Если мы сравним формулу № 3 с формулой № 2, то увидим, что Маржинальный доход - это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и прибыли:

Маржинальный доход = Постоянные затраты + Прибыль (4)

Учитывая то, что мы ищем точку безубыточности, прибыль мы приравняем к "нулю". Получим:

Маржинальный доход = Постоянные затраты (5)

Что же из этого следует? Получается, что для поддержания безубыточности мы должны следить за тем, чтобы Постоянные затраты не превысили Маржинальный доход.

Добавим, что ситуация, когда Маржинальный доход имеет отрицательное значение (а это происходит, если цена продажи ниже переменных затрат) недопустима, т.к. в этом случае каждая дополнительно проданная единица товара увеличит убыток.



Перейдем к практике. Предположим, что мы имеем дело со следующими показателями:

Показатель за период Сумма без НДС
Выручка1 000
Себестоимость товаров600
Аренда помещения50
Оклады сотрудников150
Премия сотрудников (% от продаж)50
Реклама30
Канцтовары5

Что же мы имеем?

Ну, с выручкой всё понятно – это доход. Давайте определяться с расходами.

Очевидно, что аренда помещения, оклады сотрудников, реклама и канцтовары – это постоянные затраты. Они никак не зависят от объема продаж. А вот себестоимость отгруженных товаров и премия менеджеров, выраженная в % от продаж, очень даже зависят.

Преобразуем таблицу:

Показатель за периодСумма без НДС
Выручка1 000
Переменные затраты, в т.ч.650
Себестоимость товаров600
Премия сотрудников (% от продаж)50
Маржинальный доход350
Постоянные затраты, в т.ч.235
Аренда помещения50
Оклады сотрудников150
Реклама30
Канцтовары5

Ситуация у нас получилась благоприятная, т.к. маржинальный доход превысил постоянные затраты, а значит, мы получили прибыль. Однако мы не уверены, что каждый раз будем иметь такую выручку. Чтобы понять, ниже какого уровня мы не можем опускаться, чтобы не уйти в минус, просчитаем точку безубыточности.

Исходя из выше изложенного, Маржинальный доход при безубыточном объеме должен равняться Постоянным затратам, а значит 235.

Получается:

Безубыточная выручка – Себестоимость товаров – Премия сотрудников = 235

Вроде бы все понятно.

Трудность заключается в том, что переменные затраты на то и переменные, что будут меняться от объема продаж. Что же нам с этим делать?

Все просто!

Выясним, какую долю составляют Переменные затраты в Выручке:

Себестоимость / Выручка = 600 / 1000 = 0.6
Премия сотрудников / Выручка = 50 / 1000 = 0.05

и составим уравнение:

Выручка – Себестоимость – Премия сотрудников = 235
или
Выручка – 0.6 Выручки – 0.05 Выручки = 235.

Ну, а дальше как в школе учили. :)

Получается, что Безубыточная выручка = 235/(1-0.6-0.05) = 671.43

Таким образом, получаем формулу:

Безубыточный объем продаж = Постоянные затраты / (1-Доля Переменных затрат в Выручке) (6)

Еще один вариант формулы можно получить исходя из уровня Маржинального дохода или Маржи (напомним, что в отличие от маржинального дохода, который представляет собой абсолютный показатель - число, маржа является относительным показателем - вычисляется в процентах или долях).

Вычисляем Маржу:

Маржа = Маржинальный доход / Выручка (7)

В нашем случае: 350 / 1000 = 0.35

Маржу можно приравнять к третьей части формулы безубыточного объема (формула № 6):

Маржа = 1-Доля Переменных затрат в Выручке (8)

Подставляем Маржу в формулу № 6. Получаем:

Безубыточный объем продаж = Постоянные затраты / Маржа (9)

Вот и вся премудрость!

Подчеркнем, что в наших расчетах мы исходили из того, что в рассматриваемом периоде мы имеем дело с неизменной наценкой на товар и структурой продаж. В противном случае, мы рискуем прийти к неправильным выводам.




В следующем разделе мы продолжим тему поиска оптимальной наценки: займемся ценообразованием и будем выходить на нужный нам уровень прибыли.

Прилагаю к данной теме файл в Excel с готовой формой расчета точки безубыточности: скачать. Ну, а как сделать такой файл самостоятельно смотрите здесь.



Если после прочтения статьи у Вас остались вопросы или вы хотели бы видеть в данном разделе определенные темы напишите мне письмо с пометкой "эксель" по адресу: ngt@inbox.ru


Назад    Вверх страницы

ВСЕ СТАТЬИ

перейти

Как не потерять качество бизнеса в погоне за количеством

В погоне за большими оборотами используются различные средства: большие скидки, акции... А ведь чем больше товара мы продадим со скидкой, тем меньшую прибыль мы получим с каждой единицы. читать


Семь правил обогащения

Чтобы стать богатым, необходимо изучать правила обращения с деньгами и управления личными финансами... читать




Вы нашли полезную информацию и хотите отблагодарить меня?


Надоели убытки? Выявляем нерентабельных клиентов

Если вы хотите повысить рентабельность ваших продаж, Вам необходимо провести анализ продаж в разрезе клиентов и выявить наименее рентабельных... читать


Брать или не брать кредит? Как не попасть в долговую яму

Как показывает мировой финансовый кризис, кредиты не всегда доводят до добра. Всегда ли кредит приносит компании благо, и в каком случае лучше от него воздержаться? читать





Рейтинг@Mail.ru   2011-2016   Перепечатка материалов возможна лишь при указании прямой индексируемой гиперссылки